| Подъем и упадок дома зависит от того, как питается его хозяин «Книга тайн диагностики жизненного пути».
Намбоку Мизуно, 1807г. (Извлечение.)
(Продолжение. Предыдущая тема здесь.)
Любой может вернуть процветание своего дома, если станет меньше есть.
1. Если богатый дом приходит в упадок, тогда глава дома может уменьшить количество пищи, которую он съедает – тем самым он вернет процветание своему дому.26 Глава семьи подобен богу в своем доме. Когда состояние дома исчерпано – дом не придет в упадок, если глава дома скромен в своем питании. Домашнее хозяйство непременно приходит в упадок, когда хозяин потакает себе в желаниях. Когда состояние дома исчерпано – это означает, что дом исчерпал пищу, отпущенную ему небом – тогда благосостояние дома исчерпано. Когда пища и богатство дома исчерпаны – тогда дом определенно приходит в упадок. Поэтому, когда хозяин дома начинает есть меньше, это создает запас пищи, и это также продлевает благосостояние дома. Когда пищи и богатства довольно – дом никогда не придет в упадок.
2. Кто знает свои физиогномические признаки бедности, тот определенно сможет накопить золото и серебро, если будет употреблять простую пищу и строго управлять своим питанием. Так вы сами создаёте ваше счастье и благодать. Если вы бедны – живите как бедный человек. Тогда процветание придет к вам само. Но если бедный человек грустит и, тоскуя по процветанию, приукрашивает только внешнюю сторону своей жизни, тогда он определенно теряет благодать и становится еще беднее. Поэтому следует практиковать добродетель для небес и земли вместо того, чтобы пытаться стать богаче. Тогда процветание и благодать придут к вам сами.
Даже с физиогномическими признаками бедности, вы долго не останетесь бедны, если уменьшите количество пищи и будете хорошо практиковать [добродетель]. Настоящая бедность приходит только к тем, кто потакает себе в еде и питье. Они сами делают себя бедными. Тем не менее, когда вы уменьшаете количество вашей пищи, неплохо будет включить больше зерен и овощей. Норма простого питания – это одна чашка риса и один гарнир [к рису].
3. Кто хочет иметь продвижение в [практике] дао или иметь успех в своей профессии как самурай, фермер, ремесленник или торговец, тому следует быть скромным в питании и держаться подальше от женщин. А когда его [период] обучения закончен, он может наслаждаться их обществом. Но даже тогда ему не следует иметь дело с теми [женщинами], которые проявляют непослушание и не следуют дао. Такие женщины определенно нанесут ущерб его репутации и помешают обучению. Даже глупый или недоразвитый мужчина может понять естественный порядок [вещей], но женщина не может. Будьте весьма осторожны. Именно тот, кто может иметь продвижение в [практике] дао, испытывает трудности в том, чтобы найти жену. Такой человек должен овладеть дао ради других людей и рассматривать свои достижения как потомство, которым он может воздать честь своим родителям. Дух такого человека никогда не исчезнет.
Как использовать воду и огонь для долгой жизни.
4. Кто имеет физиогномические признаки долгой жизни, тот не сможет прожить долго, если он растрачивает воду попусту. Если он продолжит жить, он станет более бедным и несчастным и, возможно, останется без детей. Никто не сможет достичь долголетия, если растрачивает масло и любит много яркого света. Если вы будете весьма бережливы в использовании воды и света, вы определенно достигнете долголетия и счастья. Вода соответствует почкам в теле. Поэтому, кто понапрасну растрачивает воду, тот наносит вред духу [жизненной силе] своих почек. Слабые почки только сокращают срок его жизни, и он не может жить долго. Также вода порождает дерево и служит источником питания для всех живых существ. Кто наносит вред этой эссенции [жизни], тот, естественно, не может питать себя и производить детей. А если дети у него есть, он определенно станет бедным. Если вы намерены продлить жизнь и обрести счастье, в первую очередь будьте бережливы в обращении с водой. Кто зажигает свет или огонь слишком ярко, тот слишком легко возбудим. Поэтому, кто имеет недостаток [жизненной силы] почек, тот не любит темноту, но, зажигая больше света, он усиливает этот недостаток.
Как использовать бумагу и добродетель инь.
5. Кто имеет физиогномические признаки процветания, тот не будет преуспевать долго, если он растрачивает бумагу. То же и с теми, кто имеет признаки добродетели. Если такой [растрачивающий бумагу] человек беден, он проведет в бедности всю свою жизнь и ничем не сможет управлять. Бумагу делают при помощи большого количества воды. С древних времен говорят, что на лист бумаги уходит один ту воды. 27 В таком случае бумага есть божество – справедливое и чистое. 28
Когда вы ставите свою печать или клеймо на лист бумаги, вы этим показываете вашу искренность и чистоту намерений. 29 Кто переводит бумагу, тот определенно разрушает благодать, всю жизнь он будет притягивать бедность и ни с чем не будет справляться. На изготовление дешевой бумаги уходит мало воды. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы утереть такой бумагой нос или сходить с ней в туалет. И нет ничего плохого в том, чтобы использовать белую бумагу, если вы делаете это должным образом. Только если вы используете её небрежно, вы разрушаете вашу благодать. Легкомысленный человек использует белую бумагу, чтобы утереть нос или сходить в туалет. Кто имеет смирение, тот использует белую бумагу [должным образом] четыре – пять раз прежде, чем использовать её в туалете. А весьма скромный человек будет сохранять использованную туалетную бумагу и сдавать её на переработку производителям бумаги. Такова добродетель инь. Если один раз выбросить бумагу в туалет, её уже никогда нельзя будет восстановить. В сельской местности или в горах нет производителей бумаги, и, в конечном счете, белую бумагу, вероятно, придется выбросить. Тем не менее, каждый должен помнить [о необходимости] перерабатывать бумагу и практиковать добродетель инь.
6. Если вы не проявляете заботы об орудиях вашего труда и вашем имуществе, не цените их, когда они старятся, тогда нельзя сказать, что у вас действительно хорошее, честное сердце. Вам следует ценить их как ваших слуг. Если вы проявляете заботу о них только, когда они новые, но выбрасываете их, когда они старятся, значит вы относитесь к ним неправильно. Старый фарфор и керамику следует возвращать в почву, деревянные вещи следует сжигать, и этот пепел возвращать в землю. Это подобно милосердию лорда, который проявляет внимание к смерти своего министра. Даже если их физиогномические данные не слишком хороши, такие внимательные люди бывают честными и искренними. То, как вы управляете вещами изо дня в день, показывает физиогномию вашей жизни и раскрывает вашу судьбу. Физиогномические признаки человека проявляются во всём в [его] мире. Поэтому недостаточно обсуждать только структуру лица и другие поверхностные особенности.
_______________________________________
26. Слово «дом» можно заменить словом «семья». Но на Востоке репутация дома складывается многими поколениями и более важна, чем репутация семей, его составляющих.
27. Ту равняется 18,05 литрам или 19,04 квартам.
28. Здесь игра слов. Слово бумага произносят как ками, и божество произносят как ками, что означает «справедливое и чистое».
29. На Дальнем Востоке контракты не имели подписи, но имели печать или клеймо на каждой стороне.
| |