| Предисловие Ред Пайн Буддизм пришёл в Китай 2000 лет назад. Уже в 65 г. н.э. сообщалось об общине
буддийских монахов, живших под покровительством короля в северной части провинции
Кяньгсу, неподалеку от места рождения Конфуция. Так что первые монахи прибыли
туда, очевидно, лет на сто ранее. С тех пор десятки тысяч монахов из Индии
и Центральной Азии приходили в Китай по суше и по морю. Но среди тех, кто
принес учение будды в Китай, ничьё влияние нельзя сравнить с влиянием Бодидармы.
При жизни не известный никому, за исключением нескольких учеников, Бодидарма
является патриархом для миллионов дзен буддистов и учеников кунг фу. Он является
также героем множества легенд. Считается, что помимо дзен и кунг фу Бодидарма
принес в Китай также чай. Чтобы не засыпать во время медитаций, он обрезал
себе веки, и там, где они упали, выросли чайные кусты. С тех пор чай стал
напитком не только монахов, но и всех жителей Востока. Верные этому преданию,
художники неизменно наделяют Бодидарму выпученными глазами, лишёнными век.
Как это часто бывает с легендами, факты невозможно отделить от вымысла.
Даты его жизни неопределенны; я даже знаю одного учёного, который вообще
сомневается в том, что Бодидарма существовал. Тем не менее, рискуя писать
о человеке, которого никогда не было, я набросал примерную биографию, основываясь
на самых ранних рукописях и на некоторых догадках, чтобы дать фон тем проповедям,
которые ему приписывают.
Бодидарма родился около 440 г. в Канчи, столице южного индийского царства
Паллава. Он был брамином по происхождению и третьим сыном короля Симавармана.
Ещё в молодости он обратился в буддизм, и позднее получил наставления в дарме
от Праджнятары, которого отец пригласил из древнего центра буддизма Магади.
Именно Праджнятара велел Бодидарме отправиться в Китай. Поскольку традиционный
наземный путь был перекрыт гуннами, и поскольку Паллава имела торговые связи
со всей Восточной Азией, Бодидарма отплыл на корабле из ближайшего порта
Махабаллипурам. После трёхлетнего путешествия по берегам Индии и Малайского
полуострова он, в конце концов, прибыл в Китай в 475 г.
В то время страна была разделена на династии Северный Вэй и Лю Сунг. Раздел
Китая на ряд северных и южных династий начался в начале третьего века и продолжался,
пока страна не была объединена под династией Сюи в конце шестого века. Именно
в этот период разъединения и междоусобных раздоров индийской буддизм развился
в китайский буддизм, где на севере основное внимание уделялось медитации
и магии, а на более интеллектуальном юге предпочитали философские дискуссии
и интуитивное понимание основ.
Когда Бодидарма пришёл в Китай, там уже было около 2 000 храмов и 36 000
верующих на юге. На севере по переписи 477 г. насчитывалось 6 500 храмов
и около 80 000 прихожан. Менее 50 лет спустя была проведена ещё одна перепись,
которая показала на севере 30 000 храмов и 2 000 000 прихожан,
то есть примерно 5% населения. Сюда, разумеется, входило много людей, которые
старались избежать налогов и воинской повинности, или искали защиты церкви
по иным, не религиозным соображениям. Однако, ясно, что буддизм получил распространение
среди простого народа к северу от Янцзы. На юге он, в основном, оставался
религией образованной элиты вплоть до шестого века.
После прибытия в порт Нанхай Бодидарма, вероятно, посетил буддийские центры
на юге и начал учить китайский язык, если, конечно, он не сделал этого ранее,
по пути из Индии. Согласно книге Тао Юана «Передача светильника», законченной
в 1002 г., Бодидарма прибыл на юг в конце 520 годов и был приглашен в столицу
Чиенканг на аудиенцию к императору Ву из династии Лянг, преемника Лю Сунга.
Во время этой беседы император спросил о заслугах за исполнение религиозных
практик, а Бодидарма ответил доктриной пустоты. Император не понял ответа,
и Бодидарма ушел. Однако самые ранние источники не упоминают о такой встрече.
Во всяком случае, Бодидарма переправился через Янцзы – согласно легенде
на пустом тростнике – и поселился на севере. Сначала он остановился неподалеку
от Пингчена, столицы Северного Вэя. В 494 г., когда император Хсяо Вэн перенес
свою столицу на юг, в Лоян на северном берегу реки Ло, большинство монахов,
живших в окрестностях Пингчена, также переехали, и Бодидарма, возможно, был
среди них. Согласно книге Тао Хсуана «Жизнеописания праведных монахов», первая
часть которой была написана в 645 г., Бодидарма принял монашество под именем
Шен Фу. Когда столица переместилась в Лоян, Бодидарма переехал на юг. Поскольку
для посвящения требуется трёхлетнее послушание, Бодидарма, видимо, уже находился
на севере к 490 г. и достаточно хорошо к тому времени говорил на китайском.
Несколько лет спустя, в 496 г. император распорядился построить храм Шаолинь
на горе Сунг, в провинции Хонанг, на юго-восток от Лояна. Храм, который существует
и сейчас (хотя, в основном, как объект туризма), был построен не для Бодидармы,
а для другого мастера медитации из Индии. Но, несмотря на то, что за последние
1500 лет дзен мастера в храм приходили и уходили, Бодидарма является единственным
монахом, имя которого все, за исключением разве что историков буддизма, связывают
с храмом Шаолинь. Именно здесь, на западном Шаолиньском пике горы Сунг, Бодидарма,
говорят, провел девять лет в медитации, сидя лицом к стене пещеры в миле
от храма. Позднее Шаолинь прославился обучением монахов кунг фу, и Бодидарма
знаменит тем, что он положил начало этому искусству. Выходец из Индии, он,
несомненно, обучал учеников какой-нибудь форме йоги, однако ни один из ранних
источников не упоминает о том, что он обучал каким-нибудь упражнениям или
боевым искусствам.
К 500 г. Лоян был одним из крупнейших городов мира с более чем полумиллионным
населением. Когда умер император Хсуан Ву и в 516 г. правление перешло к
императрице Доуаджер Линг, то одним из её первых актов был приказ построить
храм Юн Нинг. Сооружение этого храма и его пагоды высотой 120 метров почти
опустошило императорскую казну. Согласно записям храмов Лояна, составленных
в 547 г. Янг Хсуан Чихом, звучание золотых ветровых труб, развешенных по
карнизам храма, можно было слышать на расстоянии трёх миль, а верхушка пагоды
была видна на расстоянии свыше тридцати миль. В отчёте Янга есть и заметки
о монахе с запада по имени Бодидарма, который назвал храм самой внушительной
постройкой, какую он когда-либо видел. Поскольку храм был построен до 516
г. и был уничтожен огнём в 534 г., Бодидарма, должно быть, был в столице
около 520 г. В ранних источниках говорится, что он путешествовал по всей
территории Лояна, перемещаясь со сменой сезонов. В столице, однако, он должен
был останавливаться в храме Юн Минг. Не следует путать его с храмом Юн Нинг.
Храм Юн Минг был построен императором Хсуан Ву на несколько лет раньше, в
начале шестого века, как центр для монахов-иностранцев. До начала массовой
эвакуации города во время крушения Северного Вэя в 534 г. в храме проживало
3 000 монахов из разных стран, даже из столь отдаленных как Сирия.
Несмотря на вспышку популярности буддизма в Китае, Бодидарма нашёл лишь
несколько учеников. Помимо Шен Фу, который переехал на юг вскоре после посвящения
в монахи, упоминаются лишь ученики Тао Ю и Хуэй К'о, которые, судя по источникам,
обучались у Бодидармы от пяти до шести лет. О Тао Ю говорится, что он понял
путь, но никогда не учил никого. Именно Хуэй К'о Бодидарма доверил свою рясу
и чашу и, согласно Тао Хсуану, экземпляр «Ланкаватара сутры» в переводе Гунабадры.
Однако, в проповедях, приводимых здесь, Бодидарма цитирует преимущественно
«Нирвана сутру», «Аватамсака сутру» и «Вимилакирти сутру», и не использует
терминологию, характерную для «Ланкаватара сутры».
В своей «Передаче светильника» Тао Юан пишет, что вскоре после того как
он передал патриаршество своей линии Хуэй К'о, Бодидарма умер в 528 г. на
пятый день десятого месяца, отравленный ревнивым монахом. Биография Бодидармы,
написанная Тао Хсуаном ранее, говорит лишь, что он умер на берегу реки Ло,
и не упоминает ни даты, ни причины его смерти. Согласно Тао Юану, останки
были погребены вблизи Лояна, в храме Тинглин на горе Медвежье Ухо. Тао Юан
добавляет, что три года спустя некий чиновник встретил Бодидарму, идущего
в горах Центральной Азии. Он был с посохом, на котором висела единственная
сандалия, и сказал чиновнику, что возвращается в Индию. Сообщение об этой
встрече побудило в других монахах любопытство, и они решились вскрыть могилу
Бодидармы. Внутри могилы они обнаружили только одну единственную сандалию.
И с тех пор Бодидарму всегда изображают с посохом, на котором висит недостающая
сандалия.
После убийства императора Хсяо Ву в 534 г. Северный Вэй разделился на Восточную
и Западную династии, и Лоян подвергся нападению. Поскольку могучее семейство
Као из Восточного Вэй было известно своим покровительством буддизму, многие
монахи, жившие в Лояне, включая Хуэй К'о перебрались в столицу Восточного
Вэй, Е. Там Хуэй К'о впоследствии встретил Тан Лина. Тан Лин работал сначала
в Лояне, а затем в Е, составляя предисловия и комментарии к новым переводам
буддистских сутр. Встретив Хуэй К'о, он заинтересовался подходом Бодидармы
к буддизму и написал небольшое предисловие к проповеди «Основные положения
практики». В этом предисловии он говорит, что Бодидарма прибыл из Южной Индии,
и после его прибытия в Китай ему встретились лишь два стоящих ученика: Хуэй
К'о и Тао Ю. Он сказал также, что Бодидарма учил медитации на стены и четырём
практикам, которые описаны в «Основных положениях».
Если это всё, что мы знаем о Бодидарме, то почему же тогда он наиболее знаменит
из всех тех миллионов монахов, которые изучали дарму в Китае и учили ей?
Причина в том, что только он, как полагают, принес дзен в Китай. Конечно,
дзен как медитацию проповедовали и практиковали в течение нескольких столетий
до того, как пришёл Бодидарма. И многое из того, что он смог сказать относительно
доктрины, было сказано ранее. Например, Тао Шен говорил об этом на много
сотен лет раньше. Но у Бодидармы подход к дзен уникален. Как он говорит в
этих проповедях: «Знать собственную природу – это дзен… Ни о чём не думать
– это дзен… Всё, что вы делаете – это дзен.» В то время как другие рассматривали
дзен как очищение ума или как ступеньку на пути к состоянию будды, Бодидарма
уравнял дзен с состоянием будды, а состояние будды – с умом, с обычным умом.
Вместо того, чтобы говорить своим ученикам, чтобы они очищали свои умы, он
указал им на каменные стены, на движения тигров и журавлей, на пустой тростник,
плывущий через Янцзы, на единственную сандалию. Дзэн Бодидармы был дзеном
махаяны, а не хинаяны, мечом мудрости, а не подушкой для медитаций. Как и
другие мастера, он, несомненно, наставлял своих учеников в буддийских дисциплинах,
медитации и доктрине, но он использовал данный ему меч Праджнятары, чтобы
освободить их умы, отсекая их от правил, трансов и священных писаний. Однако,
такой меч трудно взять в руку и трудно им пользоваться. Неудивительно, что его единственный преемник Хуэй К'о был одноруким.
Однако, такое радикальное понимание дзен начинается не с Бодидармы и не
с Праджнятары. Говорят, что однажды Брама, господь творения, преподнес будде
цветок и попросил его проповедовать дарму. Когда будда поднял цветок, его
слушатели были озадачены, все, кроме Кашьяпы, который улыбнулся. Так начался
дзен. И так он передаётся: при помощи цветка, каменной стены, крика. Такой
подход, когда он стал известен Бодидарме и его последователям, произвёл революцию
в понимании и практике буддизма в Китае.
Такой подход едва ли хорошо изложен в книгах. Но в своей книге «Жизнеописания
праведных монахов» Тао Хсуан, говорит, что учение Бодидармы было записано.
Большинство учёных согласно с тем, что «Основные положения практики» – это
одна из таких записей. Но относительно остальных трёх приведенных здесь проповедях
мнения расходятся. Долгое время их все приписывали Бодидарме, но в последнее
время некоторые учёные предполагают, что эти три проповеди – работа более
поздних учеников. Янагида, например, относит «Проповедь кровообращения» к
школе дзен Бычья Голова, которая процветала в седьмом и восьмом веках. Он
полагает также, что «Проповедь пробуждения» является работой восьмого века
Северной школы дзен, а «Проповедь прорыва» – работа Шеен Хсю, патриарха Северной
школы в седьмом веке.
К сожалению, доказательства, которые могли бы подтвердить или опровергнуть
традиционную версию, отсутствуют. Вплоть до настоящего времени наиболее ранние
известные копии этих проповедей относились к 14-му веку. Копии были сделаны
с оригиналов династии Тан (618–907) и находились в японской коллекции Канасава
Бунко. Однако, после того как в пещерах Тунхуанг в Китае были обнаружены
тысячи буддистских рукописей династии Тан, мы располагаем теперь копиями
седьмого и восьмого веков. Совершенно ясно, что эти проповеди были записаны
монахами очень ранними, имевшими непосредственную связь с линией Бодидармы.
Если это был не Хуэй К'о и не один из его учеников, то, возможно, их записывал
Тан Лин. Во всяком случае, в отсутствии убедительных свидетельств противоположного,
я не вижу причины, почему они не могут быть приняты как проповеди того человека,
которому их приписывали на протяжении более чем 1200 лет.
У Бодидармы было мало учеников, и та традиция дзен, которая восходит к нему,
не начинала своего расцвета в течение почти двухсот лет после его смерти.
Учитывая спонтанность и непривязанность, которых требовал подход Бодидармы
к дзен, легко понять, почему этим проповедям предпочитали учения местных
китайских дзен мастеров. В сравнении с их проповедями, проповеди Бодидармы
кажутся несколько нездешними и бестелесными. Я сам лишь случайно обнаружил
их в издании Хуань По «Сущность передачи ума». Это было двадцать лет назад.
С тех пор я очень полюбил их бестелесный дзен и всегда удивлялся тому, почему
они так мало популярны. Однако, популярны они или нет, но вот они появляются
вновь. Прежде чем они ещё раз исчезнут в пыли книгохранилищ и библиотек,
прочитайте их внимательно раз-другой и поищите в них то, что Бодидарма принес
в Китай: ищите отпечаток ума.
Ред Пайн
Бамбуковое озеро, Тайвань
Большие холода, год тигра
| |