Macrobiotic Center


Главная
Стол заказов
Обучение
Исцеление
Кухня
Биодинамика
Психология
БИБЛИОТЕКА
Вопросы и ответы
Контакты
Вакансии
Полезные сайты
ФОРУМ

Форма входа
Логин:
Пароль:
 
забыл пароль  ·  регистрация


Рассылки Центра
Питание Золотого Века
Новые статьи и темы
Постоянным заказчикам
Ваш e-mail:

Предисловие Ред Пайн

Буддизм пришёл в Китай 2000 лет назад. Уже в 65 г. н.э. сообщалось об общине буддийских монахов, живших под покровительством короля в северной части провинции Кяньгсу, неподалеку от места рождения Конфуция. Так что первые монахи прибыли туда, очевидно, лет на сто ранее. С тех пор десятки тысяч монахов из Индии и Центральной Азии приходили в Китай по суше и по морю. Но среди тех, кто принес учение будды в Китай, ничьё влияние нельзя сравнить с влиянием Бодидармы.

При жизни не известный никому, за исключением нескольких учеников, Бодидарма является патриархом для миллионов дзен буддистов и учеников кунг фу. Он является также героем множества легенд. Считается, что помимо дзен и кунг фу Бодидарма принес в Китай также чай. Чтобы не засыпать во время медитаций, он обрезал себе веки, и там, где они упали, выросли чайные кусты. С тех пор чай стал напитком не только монахов, но и всех жителей Востока. Верные этому преданию, художники неизменно наделяют Бодидарму выпученными глазами, лишёнными век.

Как это часто бывает с легендами, факты невозможно отделить от вымысла. Даты его жизни неопределенны; я даже знаю одного учёного, который вообще сомневается в том, что Бодидарма существовал. Тем не менее, рискуя писать о человеке, которого никогда не было, я набросал примерную биографию, основываясь на самых ранних рукописях и на некоторых догадках, чтобы дать фон тем проповедям, которые ему приписывают.

Бодидарма родился около 440 г. в Канчи, столице южного индийского царства Паллава. Он был брамином по происхождению и третьим сыном короля Симавармана. Ещё в молодости он обратился в буддизм, и позднее получил наставления в дарме от Праджнятары, которого отец пригласил из древнего центра буддизма Магади. Именно Праджнятара велел Бодидарме отправиться в Китай. Поскольку традиционный наземный путь был перекрыт гуннами, и поскольку Паллава имела торговые связи со всей Восточной Азией, Бодидарма отплыл на корабле из ближайшего порта Махабаллипурам. После трёхлетнего путешествия по берегам Индии и Малайского полуострова он, в конце концов, прибыл в Китай в 475 г.

В то время страна была разделена на династии Северный Вэй и Лю Сунг. Раздел Китая на ряд северных и южных династий начался в начале третьего века и продолжался, пока страна не была объединена под династией Сюи в конце шестого века. Именно в этот период разъединения и междоусобных раздоров индийской буддизм развился в китайский буддизм, где на севере основное внимание уделялось медитации и магии, а на более интеллектуальном юге предпочитали философские дискуссии и интуитивное понимание основ.

Когда Бодидарма пришёл в Китай, там уже было около 2 000 храмов и 36 000 верующих на юге. На севере по переписи 477 г. насчитывалось 6 500 храмов и около 80 000 прихожан. Менее 50 лет спустя была проведена ещё одна перепись, которая показала на севере 30 000 храмов и 2 000 000 прихожан, то есть примерно 5% населения. Сюда, разумеется, входило много людей, которые старались избежать налогов и воинской повинности, или искали защиты церкви по иным, не религиозным соображениям. Однако, ясно, что буддизм получил распространение среди простого народа к северу от Янцзы. На юге он, в основном, оставался религией образованной элиты вплоть до шестого века.

После прибытия в порт Нанхай Бодидарма, вероятно, посетил буддийские центры на юге и начал учить китайский язык, если, конечно, он не сделал этого ранее, по пути из Индии. Согласно книге Тао Юана «Передача светильника», законченной в 1002 г., Бодидарма прибыл на юг в конце 520 годов и был приглашен в столицу Чиенканг на аудиенцию к императору Ву из династии Лянг, преемника Лю Сунга. Во время этой беседы император спросил о заслугах за исполнение религиозных практик, а Бодидарма ответил доктриной пустоты. Император не понял ответа, и Бодидарма ушел. Однако самые ранние источники не упоминают о такой встрече.

Во всяком случае, Бодидарма переправился через Янцзы – согласно легенде на пустом тростнике – и поселился на севере. Сначала он остановился неподалеку от Пингчена, столицы Северного Вэя. В 494 г., когда император Хсяо Вэн перенес свою столицу на юг, в Лоян на северном берегу реки Ло, большинство монахов, живших в окрестностях Пингчена, также переехали, и Бодидарма, возможно, был среди них. Согласно книге Тао Хсуана «Жизнеописания праведных монахов», первая часть которой была написана в 645 г., Бодидарма принял монашество под именем Шен Фу. Когда столица переместилась в Лоян, Бодидарма переехал на юг. Поскольку для посвящения требуется трёхлетнее послушание, Бодидарма, видимо, уже находился на севере к 490 г. и достаточно хорошо к тому времени говорил на китайском.

Несколько лет спустя, в 496 г. император распорядился построить храм Шаолинь на горе Сунг, в провинции Хонанг, на юго-восток от Лояна. Храм, который существует и сейчас (хотя, в основном, как объект туризма), был построен не для Бодидармы, а для другого мастера медитации из Индии. Но, несмотря на то, что за последние 1500 лет дзен мастера в храм приходили и уходили, Бодидарма является единственным монахом, имя которого все, за исключением разве что историков буддизма, связывают с храмом Шаолинь. Именно здесь, на западном Шаолиньском пике горы Сунг, Бодидарма, говорят, провел девять лет в медитации, сидя лицом к стене пещеры в миле от храма. Позднее Шаолинь прославился обучением монахов кунг фу, и Бодидарма знаменит тем, что он положил начало этому искусству. Выходец из Индии, он, несомненно, обучал учеников какой-нибудь форме йоги, однако ни один из ранних источников не упоминает о том, что он обучал каким-нибудь упражнениям или боевым искусствам.

К 500 г. Лоян был одним из крупнейших городов мира с более чем полумиллионным населением. Когда умер император Хсуан Ву и в 516 г. правление перешло к императрице Доуаджер Линг, то одним из её первых актов был приказ построить храм Юн Нинг. Сооружение этого храма и его пагоды высотой 120 метров почти опустошило императорскую казну. Согласно записям храмов Лояна, составленных в 547 г. Янг Хсуан Чихом, звучание золотых ветровых труб, развешенных по карнизам храма, можно было слышать на расстоянии трёх миль, а верхушка пагоды была видна на расстоянии свыше тридцати миль. В отчёте Янга есть и заметки о монахе с запада по имени Бодидарма, который назвал храм самой внушительной постройкой, какую он когда-либо видел. Поскольку храм был построен до 516 г. и был уничтожен огнём в 534 г., Бодидарма, должно быть, был в столице около 520 г. В ранних источниках говорится, что он путешествовал по всей территории Лояна, перемещаясь со сменой сезонов. В столице, однако, он должен был останавливаться в храме Юн Минг. Не следует путать его с храмом Юн Нинг. Храм Юн Минг был построен императором Хсуан Ву на несколько лет раньше, в начале шестого века, как центр для монахов-иностранцев. До начала массовой эвакуации города во время крушения Северного Вэя в 534 г. в храме проживало 3 000 монахов из разных стран, даже из столь отдаленных как Сирия.

Несмотря на вспышку популярности буддизма в Китае, Бодидарма нашёл лишь несколько учеников. Помимо Шен Фу, который переехал на юг вскоре после посвящения в монахи, упоминаются лишь ученики Тао Ю и Хуэй К'о, которые, судя по источникам, обучались у Бодидармы от пяти до шести лет. О Тао Ю говорится, что он понял путь, но никогда не учил никого. Именно Хуэй К'о Бодидарма доверил свою рясу и чашу и, согласно Тао Хсуану, экземпляр «Ланкаватара сутры» в переводе Гунабадры. Однако, в проповедях, приводимых здесь, Бодидарма цитирует преимущественно «Нирвана сутру», «Аватамсака сутру» и «Вимилакирти сутру», и не использует терминологию, характерную для «Ланкаватара сутры».

В своей «Передаче светильника» Тао Юан пишет, что вскоре после того как он передал патриаршество своей линии Хуэй К'о, Бодидарма умер в 528 г. на пятый день десятого месяца, отравленный ревнивым монахом. Биография Бодидармы, написанная Тао Хсуаном ранее, говорит лишь, что он умер на берегу реки Ло, и не упоминает ни даты, ни причины его смерти. Согласно Тао Юану, останки были погребены вблизи Лояна, в храме Тинглин на горе Медвежье Ухо. Тао Юан добавляет, что три года спустя некий чиновник встретил Бодидарму, идущего в горах Центральной Азии. Он был с посохом, на котором висела единственная сандалия, и сказал чиновнику, что возвращается в Индию. Сообщение об этой встрече побудило в других монахах любопытство, и они решились вскрыть могилу Бодидармы. Внутри могилы они обнаружили только одну единственную сандалию. И с тех пор Бодидарму всегда изображают с посохом, на котором висит недостающая сандалия.

После убийства императора Хсяо Ву в 534 г. Северный Вэй разделился на Восточную и Западную династии, и Лоян подвергся нападению. Поскольку могучее семейство Као из Восточного Вэй было известно своим покровительством буддизму, многие монахи, жившие в Лояне, включая Хуэй К'о перебрались в столицу Восточного Вэй, Е. Там Хуэй К'о впоследствии встретил Тан Лина. Тан Лин работал сначала в Лояне, а затем в Е, составляя предисловия и комментарии к новым переводам буддистских сутр. Встретив Хуэй К'о, он заинтересовался подходом Бодидармы к буддизму и написал небольшое предисловие к проповеди «Основные положения практики». В этом предисловии он говорит, что Бодидарма прибыл из Южной Индии, и после его прибытия в Китай ему встретились лишь два стоящих ученика: Хуэй К'о и Тао Ю. Он сказал также, что Бодидарма учил медитации на стены и четырём практикам, которые описаны в «Основных положениях».

Если это всё, что мы знаем о Бодидарме, то почему же тогда он наиболее знаменит из всех тех миллионов монахов, которые изучали дарму в Китае и учили ей? Причина в том, что только он, как полагают, принес дзен в Китай. Конечно, дзен как медитацию проповедовали и практиковали в течение нескольких столетий до того, как пришёл Бодидарма. И многое из того, что он смог сказать относительно доктрины, было сказано ранее. Например, Тао Шен говорил об этом на много сотен лет раньше. Но у Бодидармы подход к дзен уникален. Как он говорит в этих проповедях: «Знать собственную природу – это дзен… Ни о чём не думать – это дзен… Всё, что вы делаете – это дзен.» В то время как другие рассматривали дзен как очищение ума или как ступеньку на пути к состоянию будды, Бодидарма уравнял дзен с состоянием будды, а состояние будды – с умом, с обычным умом. Вместо того, чтобы говорить своим ученикам, чтобы они очищали свои умы, он указал им на каменные стены, на движения тигров и журавлей, на пустой тростник, плывущий через Янцзы, на единственную сандалию. Дзэн Бодидармы был дзеном махаяны, а не хинаяны, мечом мудрости, а не подушкой для медитаций. Как и другие мастера, он, несомненно, наставлял своих учеников в буддийских дисциплинах, медитации и доктрине, но он использовал данный ему меч Праджнятары, чтобы освободить их умы, отсекая их от правил, трансов и священных писаний. Однако, такой меч трудно взять в руку и трудно им пользоваться. Неудивительно, что его единственный преемник Хуэй К'о был одноруким.

Однако, такое радикальное понимание дзен начинается не с Бодидармы и не с Праджнятары. Говорят, что однажды Брама, господь творения, преподнес будде цветок и попросил его проповедовать дарму. Когда будда поднял цветок, его слушатели были озадачены, все, кроме Кашьяпы, который улыбнулся. Так начался дзен. И так он передаётся: при помощи цветка, каменной стены, крика. Такой подход, когда он стал известен Бодидарме и его последователям, произвёл революцию в понимании и практике буддизма в Китае.

Такой подход едва ли хорошо изложен в книгах. Но в своей книге «Жизнеописания праведных монахов» Тао Хсуан, говорит, что учение Бодидармы было записано. Большинство учёных согласно с тем, что «Основные положения практики» – это одна из таких записей. Но относительно остальных трёх приведенных здесь проповедях мнения расходятся. Долгое время их все приписывали Бодидарме, но в последнее время некоторые учёные предполагают, что эти три проповеди – работа более поздних учеников. Янагида, например, относит «Проповедь кровообращения» к школе дзен Бычья Голова, которая процветала в седьмом и восьмом веках. Он полагает также, что «Проповедь пробуждения» является работой восьмого века Северной школы дзен, а «Проповедь прорыва» – работа Шеен Хсю, патриарха Северной школы в седьмом веке.

К сожалению, доказательства, которые могли бы подтвердить или опровергнуть традиционную версию, отсутствуют. Вплоть до настоящего времени наиболее ранние известные копии этих проповедей относились к 14-му веку. Копии были сделаны с оригиналов династии Тан (618–907) и находились в японской коллекции Канасава Бунко. Однако, после того как в пещерах Тунхуанг в Китае были обнаружены тысячи буддистских рукописей династии Тан, мы располагаем теперь копиями седьмого и восьмого веков. Совершенно ясно, что эти проповеди были записаны монахами очень ранними, имевшими непосредственную связь с линией Бодидармы. Если это был не Хуэй К'о и не один из его учеников, то, возможно, их записывал Тан Лин. Во всяком случае, в отсутствии убедительных свидетельств противоположного, я не вижу причины, почему они не могут быть приняты как проповеди того человека, которому их приписывали на протяжении более чем 1200 лет.

У Бодидармы было мало учеников, и та традиция дзен, которая восходит к нему, не начинала своего расцвета в течение почти двухсот лет после его смерти. Учитывая спонтанность и непривязанность, которых требовал подход Бодидармы к дзен, легко понять, почему этим проповедям предпочитали учения местных китайских дзен мастеров. В сравнении с их проповедями, проповеди Бодидармы кажутся несколько нездешними и бестелесными. Я сам лишь случайно обнаружил их в издании Хуань По «Сущность передачи ума». Это было двадцать лет назад. С тех пор я очень полюбил их бестелесный дзен и всегда удивлялся тому, почему они так мало популярны. Однако, популярны они или нет, но вот они появляются вновь. Прежде чем они ещё раз исчезнут в пыли книгохранилищ и библиотек, прочитайте их внимательно раз-другой и поищите в них то, что Бодидарма принес в Китай: ищите отпечаток ума.

Ред Пайн

Бамбуковое озеро, Тайвань

Большие холода, год тигра



 
+7 915 232 90 26 Авторское право © Центр Макробиотики © Macrobiotic Center
Макробиотика Диета Похудеть Здоровое питание Рецепты Скачать Доставка на дом Словарь Беременность Библиотека Психология Кулинария Книги