Macrobiotic Center


Главная
Стол заказов
Обучение
Исцеление
Кухня
Биодинамика
Психология
БИБЛИОТЕКА
Вопросы и ответы
Контакты
Вакансии
ФОРУМ

Форма входа
Логин:
Пароль:
 
забыл пароль  ·  регистрация


Рассылки Центра
Питание Золотого Века
Новые статьи и темы
Постоянным заказчикам
Ваш e-mail:

Вегетарианство и оккультизм

Чарльз Ледбитер

1. Говоря об отношении между вегетарианством и оккультизмом, было бы неплохо для нас начать с определения наших терминов. Все мы знаем, что подразумевают под вегетарианством. И хотя имеется несколько его разновидностей, сейчас нет необходимости их обсуждать. Вегетарианцы — это те, кто воздерживается от поедания мясной пищи. Есть среди них такие, кто допускает употребление животных продуктов, если они получены без убийства животного, например, молока, масла и сыра. Есть другие, кто ограничивает себя определёнными видами растительной пищи, например, фруктами и орехами. Есть такие, кто предпочитает только ту пищу, которую можно употребить в сыром виде. Иные не станут принимать пищу, которая растёт под землёй, такую, как картофель, репа, морковь и т.п. Нам не следует вдаваться в эти различия, просто определим, что вегетарианец есть тот, кто воздерживается от любой пищи, полученной путём убийства животных, включая, разумеется, птиц и рыб.
Как мы определим оккультизм? Слово это происходит от латинского occultus, скрытый. Таким образом, оккультизм есть изучение скрытых законов природы. Поскольку все великие законы природы в действительности работают в невидимом мире гораздо в большей степени, чем в видимом, оккультизм представляет собой гораздо более широкий взгляд на природу, по сравнению с общепринятым. Оккультист, таким образом, это тот, кто изучает все законы природы, которые ему доступны или о которых он может слышать. И в результате своего изучения он отождествляется с этими законами и посвящает свою жизнь служению эволюции.

2. Как оккультизм относится к вегетарианству? Он относится к нему весьма положительно, и тому есть многие причины. Эти причины можно подразделить на два класса: обычные или физические, и оккультные или скрытые. Есть много доводов в пользу вегетарианства здесь, на физическом плане, вполне очевидных для всякого, кто возьмёт на себя труд исследовать сей предмет. И для изучающего оккультизм они будут ещё более значимы, чем для обычного человека. В дополнение к ним и совершенно вне связи с ними изучающий оккультизм осведомлён и о других причинах, которые становятся известны при изучении тех скрытых законов, которые всё ещё так мало понятны большей части человечества. Мы должны, поэтому, разделить наше рассмотрение этих причин на две части, и вначале взять обычные и физические.

3. Даже эти обычные доводы можно подразделить на две категории. Первая включает те физические, которые продиктованы эгоистическими соображениями, вторая включает те, что продиктованы этическими и неэгоистическими соображениями.

4. Во-первых, давайте рассмотрим доводы в пользу вегетарианства, которые относятся только к самому человеку и принадлежат чисто к физическому плану. На время мы отложим анализ того влияния, которое это оказывает на других людей — а это несомненно более важный аспект — и подумаем только о последствиях для самого человека. Это необходимо сделать, поскольку одно из возражений, часто выдвигаемых против вегетарианства, состоит в том, что это красивая теория, следовать которой невозможно, поскольку, как предполагают, человек не может жить без поедания мёртвой плоти. Это возражение иррационально и основано на невежестве или искажении фактов. Я сам являю пример ошибочности такого мнения, поскольку я живу, не загрязняя себя животной пищей — без мяса, рыбы или птицы — последние тридцать восемь лет, и я не просто выжил, но и пребывал всё это время в удивительно добром здравии. И в этом я вовсе не уникален, мне известны несколько тысяч других людей, которые поступают таким же образом. Я знаю некоторых более молодых людей, которые вполне счастливы, что не загрязняют себя употреблением мяса на протяжении всей своей жизни. И они определённо более свободны от болезней, чем те, кто употребляют подобные вещи. Несомненно, есть много доводов в пользу вегетарианства с чисто эгоистической точки зрения. И я выдвину их вначале, поскольку я знаю, что эгоистические соображения являются наиболее значимыми для большинства людей. Хотя я надеюсь, что в отношении изучающих теософию мы можем считать, что этические соображения, которые я приведу позже, оказывают на них более значимое влияние.

 

5. Мы желаем лучшего

6. Я исхожу из того, что в еде, как и во всём остальном, все мы желаем лучшего из того, что нам доступно. Мы хотели бы привести нашу жизнь, и конечно, нашу ежедневную пищу, как немаловажную часть нашей жизни, в гармонию с нашими стремлениями, в гармонию с наивысшим из того, что мы знаем. Мы должны быть рады принять то, что на самом деле является наилучшим. А если мы ещё недостаточно знаем, чтобы оценить, что есть наилучшее, тогда мы должны быть рады научиться делать это. Если мы подумаем об этом, мы увидим, что данная тема аналогична другим сферам, таким как музыка, искусство или литература. Нас учили с детства, что если мы хотим развить музыкальный вкус наилучшим образом, то нам следует выбирать только наилучшую музыку. И даже если вначале мы не можем вполне оценить и понять её, мы должны проявить терпение, ждать и слушать, пока со временем нечто из её сладкой красоты взойдёт в наших душах, и мы придём к пониманию того, что вначале не вызывало никакого отклика в наших сердцах. Если мы хотим оценить лучшее в искусстве, мы не должны наполнять свои глаза сенсационными полосами полицейских новостей или отвратительными уродствами, которые почему-то называют комическими картинками. Но мы должны постоянно смотреть и учиться до тех пор, пока тайна работы Тёрнера не начнёт разворачиваться перед нашим терпеливым созерцанием, или пока огромная широта Веласкеса не войдёт в пределы нашей способности понимания. Так же и в литературе. Грустный опыт многих людей показывает, что многое из наилучшего и прекрасного потеряно для тех, чья умственная пища состоит исключительно из сенсационных газетных статей или дешёвых романов, или из той дутой массы пустого материала, который бывает выброшен на поверхность, подобно шлаку на поверхности расплавленного металла жизни. Романчики, сериалы и другие вещи этого сорта не научат невежду, не укрепят слабого, не разовьют незрелого. Если мы желаем раскрыть ум наших детей, мы не оставляем им все эти вещи на их собственный неразвитый вкус, но пытаемся помочь им тренировать этот вкус, в искусстве ли, в музыке или в литературе.

7. Конечно, мы можем искать и находить наилучшее как в физической, так и в умственной пище, и конечно, мы должны находить это, руководствуясь не простым слепым инстинктом, но должны учиться думать и рассматривать предмет с высшей точки зрения. В этом мире, вероятно, есть такие, кто не имеет стремления к лучшему, кто желает оставаться на низших уровнях и кто сознательно и намеренно культивирует в себе то, что грубо и что ведёт к деградации. Но, разумеется, есть много таких, кто желали бы возвысить себя, кто с радостью и охотой взяли бы наилучшее, если бы только они знали, что это такое, если бы только их внимание было направлено к этому. Есть мужчины и женщины, которые по своей этике уже принадлежат к высшему классу, но которые, тем не менее, были приучены кормить гиен и волков этой жизни, которые были приучены обязательно употреблять в пищу трупы убитых животных. Однако, требуется лишь немного подумать, чтобы понять, что подобные отвратительные вещи не могут быть свойственны высшему и чистейшему. И если мы хотим подняться по лестнице природы, если мы желаем, чтобы наши тела были чистыми, каковыми и должны быть храмы мастера, тогда мы должны отказаться от этой отвратительной привычки и занять своё место среди царственных сонмов, среди тех, кто трудится ради эволюции человечества, кто стремится к высшему и чистейшему во всём, кто делает это для себя, равно как и для своих сотоварищей. Давайте рассмотрим в деталях, почему вегетарианская пища действительно является чистейшей и наилучшей.

 

8. Больше питательных веществ

9. Во-первых, потому что в овощах содержится больше питательных веществ, чем в таком же количестве мёртвой плоти. Для многих людей это покажется удивительным и неправдоподобным утверждением, потому что их заставили верить, что они не могут существовать, если не будут осквернять себя мясом. И это заблуждение имеет столь широкое распространение, что пробудить обычного человека освободиться от него представляется затруднительным. Следует ясно понимать, что это не вопрос привычки, мнения или предубеждения; это всего лишь вопрос очевидного факта, а что касается фактов, то в них нет, и никогда не было, ни малейшего сомнения. Есть четыре компонента, которые всегда присутствуют в пище, и каждый из них необходим для восстановления и построения тела: а) белки или азотистая пища, б) углеводы, в) жиры, г) соли. Такая классификация обычно принята среди физиологов, хотя некоторые современные исследования могут в известной степени её скорректировать.

10. В настоящее время нет никакого сомнения в том, что все эти компоненты присутствуют в большей мере в зернах и овощах, чем в мясной пище. [При этом в различных продуктах эти компоненты присутствуют в разных пропорциях.] Например, молоко, сливки, сыр, орехи, горох и бобы содержат больше белков или азотистых веществ. Пшеница, овёс, рис и другие зерна, фрукты и большинство овощей (исключая, пожалуй, горох, бобы и чечевицу) состоят в основном из углеводов, а именно – из крахмала и сахаров. Жиры встречаются почти во всякой белковой пище, а также бывают в форме сливочного или растительного масла. Соли в большем или меньшем количестве встречаются практически во всех продуктах. Они исключительно важны для построения тканей организма, а то, что называют солевым голодом, является причиной многих болезней.

11. Иногда заявляют, что мясо содержит некоторые из этих компонентов в большем количестве, чем зерна и овощи, и при этом приводят таблицы, составленные таким образом, чтобы они подтверждали такое [мнение]. Но повторим ещё раз, что это вопрос фактов, и его следует рассматривать с точки зрения фактов. Источниками энергии в мясе являются только белковые вещества и жиры. А поскольку жир в мясе имеет не больше ценности, чем любой другой жир, то единственный компонент, который остаётся рассмотреть, это белки. Теперь следует вспомнить, что белки имеют единственное и вполне определенное происхождение – они синтезируются в растениях и нигде более. Орехи, горох, бобы и чечевица гораздо богаче белками, чем любой сорт мяса. Огромное преимущество состоит также в том, что растительные белки более чисты и содержат в полноте всю энергию, первоначально запасённую в них во время их синтеза. Попадая в тело животного, растительные белки проходят через процессы разложения, в результате чего высвобождается первоначально запасённая в них энергия. Поэтому энергия, использованная одним животным, уже не может быть использована другим животным, поедающим мясо первого. В некоторых из вышеупомянутых таблиц наличие белков оценивают по содержанию азота. Но в мясе присутствуют многие продукты метаболизма, такие как мочевина, мочевая кислота и креатин, которые все содержат азот. При таком подходе их учитывают как белки, однако, никакой пищевой ценности они не имеют.

12. Но [потеря энергии и питательных веществ] это ещё не всё зло, поскольку метаболизм в тканях животного обязательно сопровождается образованием различных ядов, которые всегда можно обнаружить в мясе любого вида. И во многих случаях это весьма сильные яды. Таким образом, вы видите, что если вы и получаете какие-нибудь питательные вещества, питаясь мёртвой плотью, то только потому, что во время своей жизни животное употребляло растительную пищу. Но вы получаете меньше этих питательных веществ, чем могли бы получить, поскольку животное уже израсходовало половину из них. И вместе с тем вы получаете также различные нежелательные вещества, и даже некоторые сильные яды, которые, без сомнения, весьма опасны. Я знаю, что многие врачи прописывают отвратительную мясную диету для укрепления здоровья и имеют в этом некоторый успех. Хотя именно в этом вопросе они не находят никакого согласия между собой. Например, доктор Милнер Фозергилл пишет: "Всё кровопролитие, вызванное воинственными наклонностями Наполеона, не идёт ни в какое сравнение с гибелью множества людей, которые отправились на кладбище по причине собственной ошибочной уверенности в ценности мясного бульона". Во всяком случае, укрепляющего эффекта гораздо легче достичь при помощи растительной пищи, при условии, что наука о питании должным образом изучена. При этом эффект будет достигнут без ужасного загрязнения и без тех нежелательных веществ, которые имеются в организме [животного]. Позвольте мне показать вам, что в этом вопросе я не выдвигаю никаких необоснованных утверждений. Позвольте мне привести заключения врачей, тех, чьи имена хорошо известны в медицинском мире. Таким образом, вы сможете видеть, что все мои суждения подкреплены достаточно авторитетными заключениями.

13. Мы обнаруживаем, что сэр Генри Томпсон, член королевского хирургического колледжа, говорит следующее: «Это вульгарная ошибка — считать мясо в любой форме необходимым для жизни. Всё необходимое для человеческого тела можно получить из растительного царства... Вегетарианец может извлечь из своей пищи все элементы, необходимые для роста и поддержания тела, а равно и необходимые для тепла и силы. Следует признать тот несомненный факт, что некоторые из вегетарианцев отличаются большей силой и более крепким здоровьем. Я знаю, в какой степени мясная пища является не просто расточительным излишеством, но представляет источник серьёзного вреда для того, кто её поглощает». Вот вполне определённое утверждение известного медика.

14. Теперь мы можем обратиться к словам члена королевского общества сэра Бенжамина Вард Ричардсона, доктора медицины. Он говорит: «Следует честно признать, что растительная пища, когда она правильно подобрана, по своей питательной ценности обладает разительным преимуществом по сравнению с животной пищей. Я бы хотел, чтобы вегетарианский и фруторианский образ жизни стал преобладающим. И я полагаю, что так и будет».

15. Известный врач, доктор Уильям С. Плэйфэйр, бакалавр хирургии, высказался совершенно ясно: «Животная пища не является необходимой для человека». А доктор Ф. Дж. Сайкс, бакалавр наук, медицинский чиновник больницы в Панкрасе, пишет: «Химия не возражает против вегетарианства, и тем более биология не возражает. Мясная пища вовсе не является необходимым источником азотистых веществ для восстановления тканей. Поэтому должным образом подобранная растительная диета для питания человека является совершенно правильной с химической точки зрения».

16. Доктор Фрэнсис Вэчер, член королевского хирургического колледжа и химического общества, отмечает: «Я не верю, что человек становится лучше физически или умственно, если принимает мясную пищу».

17. Доктор Александр Хэйг, ведущий врач одной из крупных лондонских больниц, написал следующее: «Даже если бы подавляющая часть человечества постоянно не подтверждала этого, всё равно тот факт, что жизнь можно легко поддерживать при помощи продуктов растительного происхождения, для физиологов не требует подтверждения. И мои исследования показывают, что это не только возможно, но и бесконечно более предпочтительно во всех отношениях, и придаёт превосходные силы и уму, и телу».

18. Свою научную статью в  журнале «Американские новости врачебной практики» за июль 1902 г. доктор М. Ф. Кумс завершил следующими словами: «Позвольте мне констатировать прежде всего, что мясо теплокровных животных вовсе не является обязательной пищей для поддержания человеческого тела в здоровом состоянии». Некоторые из его последующих замечаний мы процитируем в следующей главе.

19. Декан факультета медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии сказал следующее: «Это хорошо известный факт, что злаки как продукты каждодневного питания занимают важнейшее место в человеческом хозяйстве; они содержат компоненты, вполне достаточные для поддержания жизни в её высшей форме. Если бы ценность злаковой пищи была известна более широко, это стало бы благом для человечества. Целые нации живут и процветают на одних только злаковых продуктах, и это с полной определённостью показывает, что мясо не является необходимостью».

20. Итак, вы получили здесь несколько прямых свидетельств, и все они взяты из трудов известных людей, которые провели заслуживающие внимания исследования в области химии пищевых продуктов. Невозможно отрицать, что человек вполне может существовать без этой ужасной мясной пищи и, более того, что в растительных продуктах содержится больше питательных веществ, чем в таком же количестве мёртвой плоти. Я мог бы привести вам много других цитат, но вышеприведённых вполне достаточно, и они являют типичные примеры всех остальных.

 

21. Меньше болезней

22. Во-вторых, [вегетарианская пища является наилучшей] потому, что многие серьёзные болезни происходят от этой отвратительной привычки — поглощать мёртвые тела. Здесь опять я легко могу привести вам длинный список цитат, но, как и ранее, я удовлетворюсь немногими. Доктор Джосая Олдфилд, член королевского хирургического колледжа и лиценциат королевского терапевтического колледжа пишет: «Мясо есть неестественная пища, и потому оно должно вызывать функциональные расстройства. В том виде, в каком его употребляют в современной цивилизации, оно заражено таким страшными и легко передающимися человеку болезнями как рак, туберкулёз, лихорадка, глисты — и всё это в огромных масштабах. Поэтому не стоит удивляться, что употребление мяса является одной из наиболее серьёзных причин тех болезней, которые уносят девяносто девять из каждых ста родившихся людей».

23. Сэр Эдвард Соундерс говорит нам: «Всякая попытка научить человечество, что говядина и пиво – это не то, что нужно для здоровья и эффективности, несомненно, является благом и должна вести к экономии и счастью. И я уверен, что по мере распространения [вегетарианского образа жизни] мы услышим о снижении заболеваемости подагрой, болезнью Брайта, проблем с печенью и почками, а затем и о снижении жестокости, случаев избиения жён и, наконец, убийств. Я считаю, что существует тенденция к распространению вегетарианского питания, что оно будет признано подобающим и правильным, и что недалеко то время, когда мысль о животной пище станет отталкивающей для цивилизованного человека».

24. Сэр Роберт Кристисон, доктор медицины, утверждает, что «мясо и секреторные выделения животных, поражённых язвенными заболеваниями наподобие сибирской язвы, столь ядовиты, что люди, которые употребляют продукты из этого мяса, могут серьёзно пострадать — болезнь принимает форму воспаления пищеварительного тракта, либо образуются один или более фурункулов».

25. Доктор А. Кингсфорд из Парижского университета говорит: «Мясо животных может быть непосредственной причиной многих тяжёлых и отвратительных заболеваний. Золотуха, этот источник страдания и смерти, своим происхождением без сомнения обязана привычке употреблять мясо. Любопытный факт: слово "золотуха" («scrofula») происходит от «scrofa», свинья. Объявить, что у кого-то – золотуха, означает объявить о его свинстве».

26. В пятом отчёте Тайному совету в Англии профессор Гэмджи констатирует, что «пятая часть всего потребляемого мяса получена от забитых животных, которые имели злокачественные заболевания». В то же время профессор А. Уинтер Блис, член королевского хирургического колледжа, пишет следующее: «С точки зрения экономии мясо не является необходимостью. К тому же мясо, поражённое серьёзной болезнью, может быть так приготовлено, что будет выглядеть как вполне приличное мясо. Для невооружённого глаза мясо многих животных с запущенными болезнями лёгких по внешнему виду ничем не отличается от нормального».

27. Доктор М. Ф. Кумс в вышеприведённой статье отмечает: «У нас есть много продуктов, которыми можно заменить мясо и которые лишены вредоносного влияния животной пищи. Ведь ревматизм, подагра и другие подобные болезни, не говоря уже о закупорке сосудов мозга, что приводит к параличу, а также сосудистые заболевания того или иного типа, мигрени и многие другие виды головной боли, – все эти болезни вызваны чрезмерным употреблением мяса, а зачастую возникают и при умеренном употреблении мяса».

28. Доктор Дж. Х. Келлог пишет: «Интересно отметить, что люди науки повсюду в мире приходят к осознанию того факта, что мясо животных не является чистой пищей, но содержит ядовитые вещества, которые по характеру представляют собой экскременты и являются естественными отходами животной жизни. Растение запасает энергию. Именно из растительного мира происходят уголь и дрова, именно из растительного мира мы извлекаем ту энергию, что движет наши паровые машины, наши поезда, наши пароходы и выполняет работу цивилизации. Именно из растительного мира все животные, прямо или косвенно, берут энергию, которая на уровне животной жизни проявляется через мускульную и умственную деятельность. Растение накапливает — животное забирает. Растение запасает энергию — животное расходует энергию. Различные отходы и ядовитые продукты возникают в результате выделения энергии — будь то в локомотиве или в животном. Те ткани животного, которые выполняют работу, могут находиться в состоянии активности только благодаря тому, что они непрерывно омываются и очищаются кровью, которая непрерывным потоком протекает через них и вокруг них и которая уносит ядовитые продукты их деятельности так быстро, как только они образуются. Качество венозной крови обусловлено этими ядами, и в дальнейшем они удаляются через почки, лёгкие, кожу и кишечник. Мясо мёртвого животного содержит эти яды в огромных количествах, поскольку удаление этих ядов прекращается сразу же в момент смерти, а образование их продолжается еще некоторое время после смерти. Один известный французский хирург заметил: "Мясной бульон — это самый настоящий раствор ядов". Разумные врачи повсюду приходят к признанию этих фактов и практическому их применению».

29. Здесь опять вы видите, что у нас нет недостатка в свидетельствах. И многие цитаты о попадании в организм ядов через мясную пищу* взяты не у врачей-вегетарианцев, а у тех, кто всё ещё считает правомерным умеренное употребление в пищу трупов, но кто уже изучил в некоторой мере научную сторону вопроса. Следует помнить, что мёртвая плоть никогда не может соответствовать здоровому состоянию, потому что разложение начинается сразу c момента забоя животного. При этом в процессе деструктивных изменений образуются все виды продуктов распада; все они бесполезны, а многие из них определённо опасны и ядовиты. В древних писаниях индусов мы находим очень примечательный отрывок о том, что даже в Индии в тот исторический период некоторые из низших каст начали питаться мясом. Писания утверждают, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость. Но теперь, когда люди стали есть мясо, появилось 78 новых болезней. Это показывает нам, что на протяжении тысяч лет люди имели представление о том, что болезни могут происходить от пожирания трупов.
_________________
*) Есть и ещё одно соображение, которое не было столь актуальным в начале XX века, но выходит на первый план в наше время. Проф. В. Эйхлер в своей книге «Яды в нашей пище» отмечает: «Коэффициент накопления неразлагающихся ядов, в особенности биоцидов, в большинстве случаев составляет около 10 на каждую ступень пищевой цепи». Иначе говоря, если в траве содержится 1 условная доза ДДТ, то в корове, которая питается этой травой — 10 доз, а в хищном животном или в человеке, который питается этими коровами — 100 доз ДДТ. «В грудном молоке кормящих матерей в США содержится в 4 раза больше ДДТ, чем допускается санитарными нормами для коровьего молока...» В отдельных случаях содержание пестицидов и хлорорганических соединений превышало эти нормы в 20 раз. (В. Эйхлер. «Яды в нашей пище», М., 1993)

 

30. Более естественно для человека

31. В-третьих, [вегетарианская пища является наилучшей] потому, что человек по своей природе не был создан плотоядным, и потому эта ужасная пища ему не подходит. Позвольте мне опять привести несколько цитат, чтобы показать, что авторитетные специалисты в данном вопросе находятся на нашей стороне. Барон Кювье самолично пишет: «Естественная для человека пища, судя по его конституции, состоит из фруктов, корнеплодов и овощей». А профессор Рэй говорит: «Нет сомнения в том, что человек не был создан плотоядным животным». Сэр Ричард Оуэн, член королевского хирургического колледжа, пишет: «Человекообразные обезьяны и все четверорукие добывают себе питание из зёрен, фруктов и других сочных продуктов растительного происхождения. А близкое сходство конституции этих животных с конституцией человека ясно показывает растительноядную природу человека».

32. Другой член Королевского Общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет: «Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами плотоядных животных. И если мы рассмотрим зубы, челюсти или органы пищеварения, то мы обнаружим, что их строение у человека имеет близкое сходство со строением травоядных животных».

33. Доктор Спенсер Томпсон также замечает: «Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианском питании». А доктор Силвестр Грэхэм пишет: «Сравнительная анатомия доказывает, что по своей природе человек является растительноядным животным, приспособленным питаться зёрнами, плодами и мучнистыми растениями».

34. Для тех, кто верит в одухотворённость писаний, конечно, не требуется аргументов в пользу предпочтительности вегетарианской пищи. Ибо следует помнить, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду: «Вот, я дал вам всякое растение, несущее семя, какое есть на всей земле, и всякое дерево, у которого есть плод, несущий семя — вам сие будет в пищу». Только после падения человека, когда в мир пришла смерть, тогда вместе с ней пришли и низкие представления о питании. И если мы теперь рассчитываем вновь возвысить [своё сознание] до состояния Эдема, тогда мы, несомненно, должны начать с отказа от ненужного убийства, которое совершается ради этой ужасной и низкой пищи.

 

35. Больше сил

36. В-четвёртых, люди, которые придерживаются вегетарианского питания, отличаются более крепким здоровьем и силой. Я знаю, что некоторые говорят: «Ты будешь слабым, если не будешь питаться мёртвой плотью». Но на самом деле это неверно. Я не знаю, есть ли такие люди, которые признают себя более слабыми по причине растительной пищи. Но я точно знаю, что в последнее время во многих спортивных соревнованиях вегетарианцы показали себя самыми сильными и самыми выносливыми — как, например, в последних велосипедных гонках в Германии, где все, кто занял призовые места, были вегетарианцами. Множество подобных отборочных соревнований показывают, что при прочих равных условиях люди, которые употребляют чистую пищу, достигают большего успеха. Здесь мы имеем дело с фактами, и факты в данном случае все на нашей стороне и все против глупых предрассудков и против этого отвратительного пристрастия. Причину этого ясно излагает доктор Дж. Д. Крэйг, который пишет:

37. «Мясоеды часто хвастаются силой своего тела, особенно если живут главным образом на открытом воздухе, однако у них есть одна особенность — они не обладают выносливостью вегетарианцев. Причина этого состоит в том, что в мясе уже происходят процессы дегенеративных изменений, и вследствие этого [жизненная сила] в тканях сохраняется недолгое время. Импульс распада энергии, который возникает ещё в теле животного, затем усиливается в теле мясоеда, и поэтому запасенная энергия быстро выделяется, и возникает насущная потребность восполнить запас [жизненной силы]. Поэтому мясоед, если его хорошо накормить, может за короткое время проделать большой объём работы. Однако вскоре он слабеет и начинает испытывать голод. В противоположность этому растительные продукты перевариваются медленно, они содержат полный первоначальный запас энергии и не содержат ядов. Процессы распада в них только зарождаются и протекают значительно медленнее, чем в мясе, потому и [жизненная] сила высвобождается медленнее и с меньшими потерями. Человек, который питается растительными продуктами, может долгое время работать и, если в том есть нужда, обходиться без пищи, не испытывая при этом неудобства. В Европе люди, которые воздерживаются от мясной пищи, принадлежат к высшим и более разумным классам, и тему выносливости они рассмотрели и основательно изучили. В Германии и Англии между мясоедами и вегетарианцами было проведено несколько примечательных спортивных соревнований, в которых требовалась выносливость. Соревнования оканчивались тем, что вегетарианцы неизменно выходили победителями».

38. Если мы изучим этот вопрос, мы обнаружим, что факт [выносливости вегетарианцев] был известен уже давно, поскольку его следы обнаруживаются даже в античной истории. Следует вспомнить, что из всех народов Греции по всеобщему признанию именно спартанцы имели славу самых сильных и выносливых, а простота их растительной пищи общеизвестна. Поразмышляйте также о греческих атлетах, которые подобным же образом тщательно готовились к участию в олимпийских и исфимианских играх.

39. Если вы почитаете классику, вы обнаружите, что эти люди, которые в своей области превосходили всех остальных в мире, питались одними фигами, орехами, сыром и маисом. Затем были римские гладиаторы – это люди, чья жизнь и слава зависела от их силы. И здесь мы обнаруживаем, что их питание состояло исключительно из ячменных лепёшек с маслом. Они хорошо знали, что такая пища придаёт больше сил.

40. Все эти примеры показывают нам, что общее и устойчивое заблуждение, состоящее в том, что нужно есть мясо, чтобы быть сильным, – не основано на фактах. В действительности верно совершенно противоположное. Чарльз Дарвин в одном из своих писем заметил: «Самые выдающиеся работники, которых мне приходилось видеть, – это чилийские шахтёры, и питаются они исключительно растительной пищей, с большой долей бобовых в рационе». О них же сэр Фрэнсис Хэд пишет: "Для шахтёров, добывающих медь в центральном Чили, обычное дело — перенос грузов в 100 или 200 фунтов на 80 ярдов в высоту 12 раз в день. При этом питание у них полностью вегетарианское: завтрак из фиг и небольших булочек хлеба, обед из варёных бобов и ужин из жареной пшеницы».

41. Мистер Ф.Т. Вуд в своей книге «Открытия в Эфесе» пишет: «Турецкие грузчики в Смирне часто переносят на своих спинах от 400 до 600 фунтов, и однажды капитан указал мне на одного из своих людей, который нёс огромный тюк товара в 800 фунтов, вверх по пандусу на верхний склад. Так что, при таком скромном питании их сила необычайно велика».

42. Об этих же турках сэр Уильям Фэйрбэйрн сказал: «Турок может жить и сражаться в то время, когда солдат любой другой национальности уже умирал бы от голода. Простые привычки, воздержание от хмельных напитков и обычная вегетарианская пища позволяют ему сносить самые тяжёлые лишения и существовать на самой скудной и простой пище».

43. Сам я могу свидетельствовать о той необычной силе, которую обнаруживают тамильские кули-вегетарианцы из Южной Индии, поскольку я нередко наблюдал, как они несли грузы, которые меня изумляли. Помню один случай, когда я стоял на палубе парохода и наблюдал за одним из таких кули, который взвалил на свою спину огромный ящик и медленно, но уверенно сошёл по доске на берег и отнёс его на склад. Капитан, который стоял рядом со мной, с удивлением заметил: «Надо же! А чтобы поднять этот ящик на борт в лондонских доках, потребовалось четверо английских рабочих!» Я видел также и другого такого кули, который один без всякой помощи переносил на спине рояль на приличное расстояние. Причём люди эти всецело являются вегетарианцами, поскольку питаются они главным образом рисом и водой и, возможно, лишь изредка добавляют для вкуса немного тамаринда.

44. Доктор Александр Хэйг, которого мы уже цитировали, пишет на ту же тему: «Когда мой организм освободился от мочевой кислоты, это вернуло мне такие физические силы, какими я обладал лет пятнадцать назад. Но думаю, что даже пятнадцать лет назад я едва ли смог бы проделать те упражнения, которые я теперь могу позволить себе делать совершенно без последствий, без утомления или недомогания, и без скованности [в мышцах] на следующий день. Я много раз говорил, что теперь меня невозможно утомить, и в сравнении [с моим прошлым состоянием] я считаю, что это так и есть». Этот известный врач стал вегетарианцем оттого, что он исследовал болезни, которые возникают от присутствия в организме мочевой кислоты, и он обнаружил, что употребление мяса является главным источником этого смертоносного яда. Другой интересный момент, который он отмечает, состоит в том, что такая перемена в питании вызвала явные изменения в его характере. Если ранее он то и дело находил себя нервничающим и несдержанным, то теперь он стал куда более уравновешенным, спокойным и стал меньше проявлять недовольство. Он полностью осознал, что это произошло в силу перемены пищи.

45. Если нам потребуются дальнейшие свидетельства, то они всегда под рукой в животном царстве. Мы обратим внимание, что хищники не являются самыми сильными, ведь всю работу, в конце концов, выполняют травоядные: лошади, мулы, быки, слоны и верблюды. Мы обнаружим, что люди не могут использовать [для работы] львов или тигров, и что сила этих диких плотоядных не сравнится с силой тех [животных], которые усваивают её непосредственно из растительного царства.

 

46. Меньше животных страстей

47. В-пятых, поедание мёртвой плоти приводит к злоупотреблению выпивкой и усиливает в человеке животные страсти. М-р Х. Б. Фаулер, который в течение 40 лет изучал алкоголизм и читал лекции на эту тему, утверждает, что употребление мясной пищи приводит в возбуждение нервную систему и тем самым формирует привычку невоздержанности во всём. И чем больше мяса употребляет человек, тем серьёзнее опасность хронического алкоголизма. Многие опытные врачи проводили аналогичные эксперименты и широко используют эти данные для лечения алкоголизма. Несомненно, низшая часть природы человека усиливается, если он постоянно питается трупами. Даже если он съедает полную порцию этой ужасной субстанции, он, тем не менее, чувствует неудовлетворённость, испытывает дискомфорт и смутную жажду. И вследствие этого он испытывает нервное напряжение. А жажда возникает вследствие того, что ткани тела испытывают голод, поскольку не могут восстанавливаться, когда в качестве пищи им предлагают столь скверную субстанцию. Чтобы удовлетворить эту смутную жажду, а точнее, чтобы успокоить нервы и чтобы эту жажду больше не чувствовать, [мясоеды] часто прибегают к стимуляторам. Алкогольные напитки, чёрный кофе и крепкий табак – всё это люди употребляют, чтобы как-то успокоить возбуждённые и истощённые нервы и приглушить чувство [неудовлетворённости]. Именно в этом состоит начало всех злоупотреблений. В большинстве случаев всё начинается с попыток при помощи алкоголя приглушить смутное чувство неудовлетворённости, которое возникает вслед за поеданием этой жалкой пищи — пищи, которая не питает.

48. Нет сомнения, что пьянство и все связанные с ним бедность, низость, болезни и преступления, во многих случаях происходят от неправильного питания. Мы могли бы развить эту мысль и далее. Мы могли бы сказать о раздражительности, которая иногда переходит в безумие и которая по признанию всех авторитетов  нередко является следствием неправильного питания. Мы могли бы отметить сотню хорошо известных симптомов расстройства пищеварения, которое всегда происходит от неправильного питания. Однако, чтобы показать далеко идущее влияние правильного питания и его значение для благополучия индивидуума и человечества, было сказано уже достаточно.

49. М-р Брэмуэлл Буc, глава Армии Спасения, выпустил заявление относительно вегетарианства, где он убеждённо и решительно говорит в его пользу и приводит список из не менее, чем девятнадцати причин, почему человеку следует воздерживаться от мясной пищи.

50. Он утверждает, что вегетарианская пища необходима для чистоты, непорочности и для сдерживания тех желаний и страстей, которые так часто являются причиной соблазна. Он отмечает, что рост употребления мяса — это одна из причин пьянства и что мясоедение также порождает праздность, сонливость, недостаток энергии, несварение желудка, запоры, другие подобные несчастья и иные виды деградации. Он утверждает также, что экзема, геморрой, глисты, дизентерия и сильные головные боли часто бывают вызваны мясной пищей. И он считает, что значительный рост заболеваемости туберкулёзом и раком в последние сто лет вызван соответствующим ростом употребления животной пищи.

 

51. Экономия

52. В-шестых, вегетарианская пища в любом случае как лучше, так и дешевле мяса. В упомянутом уже послании м-р Бус в качестве одного из доводов приводит следующий: «Вегетарианская пища, которая состоит из пшеницы, овса, кукурузы и других зерновых, чечевицы, гороха, бобов, орехов и тому подобного, более чем в десять раз экономнее мясной. Половину мяса по весу составляет вода, за которую приходится платить, как если бы это было мясо. Растительная пища, даже если мы добавим к ней сыр, масло и молоко, будет стоить вчетверо дешевле, чем смешанная растительно-мясная. Десятки тысяч наших бедняков, которые еле сводят концы с концами после того, как потратились на мясную пищу, могли бы чувствовать себя вполне комфортно, если бы заменили мясо овощами, фруктами и другой более экономной пищей».

53. Есть и другой экономический аспект этого вопроса, который не следует игнорировать. Обратите внимание, насколько больше людей могли бы прокормиться с данной площади земли, если бы она была засеяна пшеницей, нежели в том случае, когда эта земля отдана под пастбища. Подумайте также, насколько больше людей в первом случае могли бы получить здоровую работу на земле. И я думаю, вы начнёте понимать, что можно много чего сказать, если подходить к вопросу с этой точки рения.

 

54. Грех убийства

55. До сих пор мы говорили о том, что мы назвали физическими и эгоистическими соображениями, которые могли бы заставить человека прекратить поедать эту мёртвую плоть и обратить его к более чистой диете, хотя бы и только ради его собственной выгоды. Теперь же давайте рассмотрим некоторые аспекты моральных и неэгоистических соображений, связанных с нашим долгом в отношении других. Первое — и это представляется наиболее ужасающим — страшный грех ненужного убийства этих животных. Проживающие в Чикаго хорошо знают, что у них в городе происходит эта ужасная непрерывная бойня. И что затем оптовая мясная торговля обеспечивает этой продукцией значительную часть мира. И что деньги, полученные от этого омерзительного бизнеса, все испачканы в крови – каждая монета. Опираясь на безупречные доказательства, я с полной ясностью показал, что в этом нет никакой необходимости. А если в этом нет необходимости, значит это есть преступление.

56. Уничтожение жизни — это всегда преступление. В определённых обстоятельствах это может быть меньшим из двух зол. Но в данном случае в этом нет необходимости, и этому не может быть ни малейшего оправдания, поскольку это происходит исключительно по причине эгоистической и беспринципной жадности тех, кто делает деньги на агонии животного царства в угоду извращённым вкусам людей, которые испорчены настолько, что желают такой отвратительной пищи. Помните, перед Богом в этих ужасных деяниях виновны не только те, кто делает грязную работу, но и те, кто, питаясь этой мёртвой плотью, поощряет их, делая их преступление выгодным. Всякий человек, который участвует в употреблении этой нечистой пищи, несёт свою долю ужасной вины за страдания, которыми она была добыта. Есть принцип, который повсюду признан законом, «qui facit per alium facit per se» — что бы не совершил человек при помощи другого, он совершил это самолично.

57. Люди часто говорят: «Но весь этот кошмар нисколько не изменится, если только я один перестану есть мясо». Это ошибка, и это лицемерие. Во-первых, разница будет — в фунт или два каждый день, а со временем это составит вес целого животного. Во-вторых, это вопрос не количества, а соучастия в преступлении. Если вы пользуетесь плодами преступления, вы делаете это преступление выгодным, и таким образом вы несёте свою долю ответственности. Никакой честный человек не может не признать, что это так. Но когда затронуты низшие желания людей, они бывают нечестны в своих взглядах и отказываются признавать очевидные факты. Не может быть разных мнений относительно того, что это ужасное и ненужное убийство действительно является страшным преступлением.

58. Другой момент, который следует помнить, состоит в том, что перевозка этих несчастных животных по суше или по морю, а также сам акт убийства совершается с чудовищной жестокостью. Те, кто пытаются оправдать эти отвратительные преступления скажут вам, что [на бойнях] предпринимают усилия, чтобы убивать животных по возможности быстро и безболезненно. Но достаточно лишь почитать отчеты, чтобы убедиться, что во многих случаях эти намерения никто не исполняет, и ужасные страдания по-прежнему имеют место.

 

59. Деградация мясника

60. Также следует рассмотреть и то зло, которое вы порождаете, когда побуждаете другого человека к деградации и ко греху, [если употребляете мясо]. Если бы вам самостоятельно пришлось убивать животное ножом или топором, прежде чем вы сможете употребить его мясо, тогда вы осознали бы тошнотворную природу этого дела и вскоре отказались бы от этого. Хотели бы утончённые леди, которые поглощают кровавые бифштексы, чтобы их сыновья работали забойщиками? Если нет, то они не имеют права возлагать эту задачу на сына какой-либо другой женщины. Мы не имеем права навязывать нашим согражданам ту работу, которую сами отказались бы выполнять. Некоторые могут сказать, что мы никого не заставляем зарабатывать средства к существованию таким ужасным способом. Но это есть просто отговорка — ведь если мы употребляем эту ужасную пищу, мы тем самым создаём спрос, который кого-то побуждает опуститься до состояния озверения, который кого-то приводит к деградации ниже человеческого уровня. Вам известно, что категория людей, которая сформирована спросом на эту [мясную] пищу, пользуется исключительно дурной репутацией. Естественно, те, кто звереет на такой грязной работе, обнаруживают свое зверство и в других отношениях. Они жестоки в своих наклонностях и кровожадны в своих ссорах. И я слышал, что при расследовании многих убийств было установлено, что преступник делал поворот ножа, характерный для мясников. Вы, несомненно, признаёте, что это есть чудовищная и ужасная работа. И если вы хоть как-то причастны к этому страшному делу — даже если вы только поддерживаете это — вы тем самым ставите другого человека в положение, когда он должен выполнять работу (и вовсе не потому, что вам это необходимо, но просто ради удовлетворения ваших желаний и страстей), которую вы ни при каких обстоятельствах не согласились бы делать сами.

61. Затем, конечно, следует иметь в виду, что все мы надеемся, что наступит время доброты и мира во всём мире — золотой век, когда больше не будет войн, когда человек настолько отвратится от раздоров и гнева, что все мировые условия станут отличными от тех, что преобладают теперь. Не думаете ли вы, что и животное царство должно получить свою долю от наступления этих хороших времён — что ужасный кошмар массовой бойни должен быть прекращен? По-настоящему цивилизованные нации мира знают это намного лучше нас. Только мы на западе, будучи ещё молодой расой, пока не избавились от юношеской грубости, иначе бы мы и одного дня не стали мириться с подобными вещами в нашей среде. Вне всяких сомнений, будущее — за вегетарианством. Представляется несомненным, что в будущем — и я надеюсь, что это может быть уже в ближайшем будущем — мы будем оглядываться на настоящее время с ужасом и отвращением. Несмотря на все удивительные открытия, несмотря на замечательную технику, несмотря на огромные благосостояния, накопленные в наше время, я уверен, что наши потомки будут рассматривать этот век как эпоху лишь частичной цивилизованности, поскольку [люди], на самом деле, пока еще совсем недалеко ушли от состояния дикости. И одним из доказательств этого, несомненно, является тот факт, что мы допускаем без всякой необходимости массовое убийство невинных животных, что мы фактически жиреем на этом и делаем на этом деньги и что мы даже породили категорию существ, которые делают за нас эту грязную работу, а нам вовсе не стыдно получать прибыль от их деградации.

62. Всё это были соображения, которые имеют отношение только к физическому плану. Теперь позвольте мне рассказать вам кое-что об оккультной стороне этого вопроса. До сих пор я сделал ряд утверждений – ясных и определённых, как я надеюсь – при этом, каждое из этих утверждений вы можете проверить самостоятельно. Вы можете прочесть свидетельства известных врачей и учёных, вы можете самостоятельно исследовать экономическую сторону вопроса, вы можете пойти и посмотреть, если изволите, как все эти разные категории людей умудряются так хорошо жить на вегетарианской диете. Таким образом, всё, что я сказал до сих пор, находится в пределах того, что вам доступно. Но теперь я покидаю поле обычных соображений физического плана и переношу вас на тот уровень, где вы узнаете мнение тех, кто исследовал высшие миры. Давайте же обратимся к скрытой стороне этого вопроса — к оккультному.

 

63. Оккультные соображения

64. Здесь мы разберём два ряда соображений: тех, что касаются нас самих и нашего собственного развития, а также тех, что относятся к великому плану эволюции и нашему долгу по отношению к этому плану. Таким образом, мы ещё раз можем классифицировать [наши мотивы] как эгоистические и альтруистические, хотя и на гораздо более высоком уровне по сравнению с тем, что мы делали ранее. Надеюсь, что в предыдущей части этой лекции я ясно показал, что в отношении вопроса о вегетарианстве просто нет предмета для дискуссии — все факты и соображения всецело на одной стороне, и против них совершенно ничего нельзя возразить. И ещё более поразительными они становятся, когда мы приходим к рассмотрению оккультного аспекта нашей темы. Есть люди, которые в своём изучении оккультизма порхают пока только по верхам и не готовы ещё следовать его предписаниям в полной мере. Поэтому они не принимают учения в том, что задевает их личные привычки и желания. Некоторые из них пытались утверждать, что вопрос о питании не имеет большого значения с оккультной точки зрения. Однако единогласный вердикт всех великих школ оккультизма, как древних, так и современных, по этому вопросу всегда остается определённым — для всякого истинного развития чистота необходима, [она необходима] даже на физическом плане и в вопросах питания, равно как и в более высоких материях.

65. Во многих книгах и лекциях я уже разъяснял о существовании различных планов природы и огромного невидимого мира повсюду вокруг нас. И мне часто приходилось упоминать, что человек имеет в себе субстанцию, которая принадлежит ко всем этим тонким планам. Таким образом, человек снабжён проводниками, которые соответствуют каждому из этих планов. И посредством этих проводников он может получать ощущения и посредством этих проводников он может действовать. Может ли пища каким-то образом воздействовать на эти высшие тела, если эта пища попадает в физическое тело, с которым высшие тела столь тесно связаны? Несомненно, может, и вот по какой причине. Физическая субстанция человека находится в тесной взаимосвязи с астральной и ментальной — настолько, что каждая из них в значительной степени является копией остальных. Существует много типов и градаций плотности астральной субстанции, поэтому у одного человека астральное тело может быть построено из грубых и плотных частиц, а у другого — из более тонких и чистых. Поскольку астральное тело — это проводник эмоций, страстей и ощущений, из этого следует, что человек, чьё астральное тело состоит из грубой субстанции, главным образом подвержен различным грубым страстям и эмоциям. А в то же время человек с более тонким астральным телом, обнаруживает, что частицы его тела более охотно вибрируют в ответ на высокие и чистые эмоции и устремления. При этом, когда человек встраивает в своё физическое тело грубую и нежелательную субстанцию, он, тем самым, вводит и в своё астральное тело субстанцию грубого и нежелательного сорта.

66. Все мы знаем, что на физическом плане злоупотребление мертвой плотью привносит черты грубости и вульгарности во внешний облик человека. Это не означает, однако, что неприглядный вид принимает одно только физическое тело. Это означает, что и иные части личности, которые невидимы нашим обычным зрением — а именно, астральное и ментальное тела — также не находятся в удовлетворительном состоянии. Таким образом, человек, который выстраивает себе грубое и нечистое физическое тело, в то же время строит себе также грубые и нечистые астральное и ментальное тела. Для подготовленного ясновидящего это ясно с первого же взгляда. Человек, который учится видеть высшие проводники, немедленно распознаёт, какие последствия в высших телах вызывает нечистота в низшем теле. Он немедленно распознаёт различие между человеком, который питает свой физический проводник чистой пищей, и человеком, который запихивает в себя отвратительную разлагающуюся плоть. Давайте же теперь рассмотрим, какое влияние это различие оказывает на эволюцию человека.

 

67. Нечистые проводники

68. Очевидно, долг человека по отношению к себе состоит в том, чтобы развить собственные проводники максимально, насколько это возможно, чтобы в распоряжении души были совершенные инструменты. Есть и более высокая ступень, где душа сама готовится быть подходящим инструментом в руках божественного, совершенным каналом божественной благодати. Но первый шаг к этой высокой цели состоит в том, что душа должна научиться в полной мере управлять низшими телами, так чтобы в них не было никаких мыслей или чувств за исключением тех, какие душа допускает. Потому все проводники должны быть приведены в состояние максимально возможной эффективности, они должны быть чисты и свободны от любых загрязнений. И очевидно, что этого невозможно достичь, если своей физической оболочкой человек поглощает столь нежелательные ингредиенты. Даже физическое тело и его чувственные ощущения никогда не будут в удовлетворительном состоянии без чистого питания. Всякий, кто перешёл на вегетарианскую пищу, вскоре отмечает, что его чувства вкуса и обоняния стали значительно более тонкими, в сравнении с тем, что было, когда он питался мясом. И теперь он способен различать тонкие оттенки вкуса в такой пище, какую раньше он полагал безвкусной, в такой как рис или пшеница.

69. То же самое, и в ещё большей степени, верно и для высших тел. Чувства этих тел не могут быть чистыми, когда нечистая или грубая субстанция входит в их состав. Всё, что обладает нечистой природой, загрязняет и притупляет чувства, и душе становится всё труднее их использовать. Изучающие оккультизм всегда принимали во внимание это обстоятельство, и вы обнаружите, что все, кто в древности был допущен к мистериям, были людьми высочайшей чистоты, и, конечно, все без исключения — вегетарианцами. Плотоядный образ жизни губителен для всякого истинного развития, и те, кто выбрал его, создают серьёзные и ненужные трудности на своём собственном пути.

70. Я хорошо знаю, что есть иные высшие соображения, значение которых превышает что-либо, известное на физическом плане, и что чистота сердца и души куда важнее для человека, чем чистота тела. Тем не менее, нет такой причины, почему мы не могли бы обладать и тем, и другим, [чистотой души и чистотой тела] — действительно, одно ведёт к другому, а высшее должно включать и низшее. На пути самоовладения и саморазвития вполне достаточно трудностей, и, конечно, это более чем глупо — отклоняться с пути, чтобы добавить к этому списку ещё одну трудность, и весьма значительную. Хотя и верно, что чистое сердце совершит больше, чем чистое тело, всё же последнее, без сомнения, может многое. И никто из нас не продвинулся по пути духовности столь далеко, что может позволить себе пренебречь этим великим преимуществом. Всего, что затрудняет наш путь, следует самым решительным образом избегать. Во всяком случае, мясная пища, несомненно, делает физическое тело весьма плохим инструментом и создает трудности на пути души, усиливая нежелательные элементы и страсти, связанные с низшими планами.

71. Однако, эти серьёзные последствия, которые имеют место уже во время физической жизни — не единственные, о которых нам следует подумать. Если человек употребляет отвратительные нечистоты и загрязняет свое физическое тело, он, тем самым, строит себе грубое и нечистое астральное тело. И следует понимать, что именно в этом испорченном проводнике ему придётся провести первую часть своей жизни после смерти. Из-за грубой материи, которую он встроил в свое астральное тело, он окажется в обществе всех видов нежелательных сущностей. Они поселятся в его проводниках как в собственном доме, и их грубые страсти легко будут находить в нем отклик. В таком человеке эти животные страсти будут легко возбуждаться здесь, [когда он находится в воплощении], но в дополнение к этому он будет сильно страдать от действия этих желаний и после смерти. Здесь опять, даже с эгоистической точки зрения, мы видим, что оккультные соображения подтверждают простой здравый смысл аргументов физического плана. Если же привлечь к этому вопросу высшее зрение, то оно ещё более ясно покажет нам, сколь нежелательно пожирание плоти — ведь оно усиливает в нас всё то, от чего нам более всего следует освободиться. И поэтому, с точки зрения развития, от этой привычки следует избавиться раз и навсегда.

 

72. Долг человека по отношению к природе

73. Существует и значительно более важная неэгоистическая сторона вопроса — долг человека по отношению к природе. Каждая религия учит, что человек должен всегда быть на стороне Бога и принимать сторону добра против зла, сторону развития против деградации. Человек, который встает на сторону эволюции, сам осознаёт, что уничтожение жизни есть зло. Ибо он знает: как он сам находится в своём физическом теле, чтобы иметь возможность получить уроки этого плана, точно так и животное занимает своё тело по той же самой причине, хотя и получает при этом опыт более низкой стадии. Он знает, что за животным стоит божественная жизнь, ибо всякая жизнь в мире — божественна. И поэтому животные — поистине наши братья, хотя бы и меньшие, и мы не имеем никакого права лишать их жизни ради удовлетворения наших извращённых вкусов, и никакого права причинять им невообразимые муки и страдания только ради удовлетворения наших низких и отвратительных желаний.

74. С нашей, так называемой, "спортивной" охотой и массовым забоем животных мы довели дело до того, что все дикие животные спасаются бегством, едва завидев нас. Похоже ли это на всеобщее братство божьих созданий? Разве так вы представляете себе золотой век всеобщей доброты — чтобы всякое живое существо бежало от человека по причине его кровожадных инстинктов? Всё это порождает поток обратного на нас влияния, влияния, которое трудно себе представить, если вы не обладаете возможностью узнать, как это выглядит с точки зрения высшего плана. У каждого из этих созданий, которых люди убивают столь безжалостно, есть свои собственные мысли и чувства, они испытывают ужас, боль, негодование и сильное, но невыраженное чувство ужасной несправедливости происходящего. Вся атмосфера вокруг нас наполнена этим. В последнее время я дважды слышал от психически восприимчивых людей, что они чувствуют ужасную ауру, окружающую Чикаго даже на расстоянии многих миль от него. Несколько лет назад в Англии госпожа Безант сама мне рассказывала нечто подобное. Будто ещё задолго до того, как она добралась до Чикаго, она почувствовала ужас и смертельную гнетущую атмосферу, которая на неё обрушилась. «Где мы, и откуда в атмосфере могло бы взяться такое ужасное чувство?» — спросила она. Подобное ясное восприятие этого влияния находится вне пределов возможностей человека, который не развит. И хотя все жители могут и не воспринимать и не сознавать этого столь непосредственно, как госпожа Безант, они могут быть уверены, что страдают от этого неосознанно, и что ужасные вибрации боли, страха и несправедливости действуют на каждого из них, даже если они не знают об этом.

 

75. Невидимые, но страшные результаты

76. Чувства нервозности и глубокой подавленности, которые там [в Чикаго] являются столь обычными, в значительной мере есть результат этого ужасного влияния, которое распространяется над городом подобно чумному облаку. Я не знаю, сколько тысяч живых существ убивают каждый день, но число их весьма велико. Имейте в виду, что каждое из этих созданий являет собой определённое бытиё — не индивидуальность, которая обладает постоянством и перевоплощается, как, например, вы или я — но всё же существо, у коего есть своя жизнь на астральном плане, которая продолжается там значительное время. И каждое из этих существ продолжает изливать своё чувство ужаса и негодования по поводу несправедливости и мучений, учинённых над ним. Представьте себе ужасную атмосферу, которая существует вокруг этих скотобоен. И имейте в виду, что ясновидящий может наблюдать огромные сонмы животных душ, и он знает, сколь сильно их чувство ужаса и негодования, и какое обратное влияние это оказывает на весь род человеческий. А действует это более всего на тех, кто менее всего способен этому не поддаваться — на детей, более тонких и чувствительных, чем огрубевшие взрослые. Этот город — слишком ужасное место для того, чтобы растить здесь детей. Здесь вся атмосфера — и физическая, и психическая — пропитана запахом крови и всем, что с этим связано.

77. Только на днях я читал статью, в которой разъяснялось, что тошнотворное зловоние, которое поднимается на скотобойнями Чикаго и оседает на город губительным миазмом — вовсе не самое смертоносное из влияний, которые исходят от этого христианского ада для животных. Хотя это и является дыханием верной смерти для множества [детей], маменькиных любимцев. Скотобойни — это бич не только для тел детей, но и для их душ. Детей не просто используют для этой в высшей степени отвратительной и жестокой работы, но и весь склад их мыслей при этом оказывается направлен на убийство. Иногда дети оказываются слишком чувствительными, чтобы выдержать вид и звуки этой непрерывной страшной битвы между человеческой жестокостью и неотъемлемым правом на жизнь всякого живого создания. Я читал, как один мальчик, для которого священник подыскал место на бойне, день за днём возвращался домой всё более бледным и больным. Он не мог ни есть, ни спать и, наконец, пришёл к этому служителю Евангелия и сострадательного Христа и сказал, что если необходимо, он будет голодать, но не может больше и дня ходить по колено в крови. Ужасы бойни так подействовали на него, что он больше не мог спать. Однако многие мальчики, делают и видят это изо дня в день, и они становятся черствыми, отнимая жизни. И однажды, вместо того, чтобы перерезать горло барашку или свинье, они убивают человека, а мы немедленно обращаем на них свою жажду убийства и думаем, что совершаем правосудие.

78. Я читал, что одна молодая женщина, которая занималась благотворительностью по соседству с этими чумными домами, заявила, что больше всего её потрясло, что дети, по всей видимости, не играют ни в какие другие игры, кроме игр в убийства, и что они не имеют никакого иного понятия об отношении к животным, кроме отношения забойщика к жертве. И вот, это есть образование, которое так называемые христиане дают детям на бойнях — ежедневное обучение убийству. А затем они выражают удивление количеству и жестокости убийств, которые происходят в округе. И при этом христианская публика продолжает спокойно повторять свои молитвы, петь псалмы и слушать проповеди, как если бы в этих клоаках заразы и злодеяний никаких жестокостей против детей божьих не совершалось. Несомненно, обычай поедания мёртвой плоти породил среди нас нравственное безразличие. Как вы думаете, хорошо ли мы делаем, воспитывая будущих граждан в окружении такой вот крайней жестокости? Даже на физическом плане всё это весьма серьёзно, а с оккультной точки зрения, к несчастью, ещё более серьёзно. Ибо оккультист видит психические результаты всего этого, знает, как эти силы воздействуют на людей и как они усиливают жестокость и беспринципность. Он видит, какое учреждение порока и преступления вы создали, и как заражение от него постепенно распространяется и воздействует на всю страну, и даже на всё то, что называют цивилизованным человечеством.

79. Мир подвергается влиянию всего этого многими разными путями, о которых большинство людей меньше всего догадываются. В воздухе постоянно присутствует ощущение беспричинного страха. Многие ваши дети испытывают преувеличенный и необъяснимый страх, они боятся чего-то, сами не знают чего — боятся темноты, или когда их ненадолго оставляют одних. Вокруг нас присутствуют мощные силы, действие которых вы не можете объяснить, и вы не представляете себе, что всё это происходит оттого, что вся атмосфера заряжена враждебностью убитых существ. Ступени эволюции тесно взаимосвязаны, и вы не можете совершать массовое убийство своих братьев меньших и при этом не ощущать ужасных последствий для ваших собственных невинных детей. Несомненно, наступят лучшие времена, когда мы освободимся от этого ужасного пятна на нашей цивилизации, от этого страшного позора для нашего сострадания и сочувствия. И когда эти времена наступят, мы сразу обнаружим значительное улучшение, и постепенно мы все поднимемся на более высокий уровень и освободимся от всего этого бессознательного ужаса и ненависти.

 

80. Лучшие времена грядут

81. Мы все могли бы освободиться от этого порока очень скоро, если бы только мужчины и женщины размышляли. Ведь обычный человек — вовсе не животное и желал бы быть добрым, если бы только знал, как. Но он не размышляет, он просто живет изо дня в день и не осознает, что всё время принимает участие в ужасном преступлении. Но факты есть факты, от них не уйдёшь. Каждый, кто участвует в этих отвратительных вещах, способствует тому, чтобы это было возможным, и, несомненно, несет за это свою долю ответственности. Вы знаете, что это так, и вы знаете, насколько это ужасно, но вы можете сказать: «Что же мы можем сделать, чтобы исправить положение дел, — мы, маленькие единицы в этой громадной бурлящей массе человечества?» Но только если отдельные единицы будут подниматься над остальными и будут становиться более цивилизованными, только тогда мы сможем, в конце концов, возвести на более высокую ступень развития всю эту расу как целое. Золотой век грядет, и не только для людей, но и для низших царств природы — наступят лучшие времена, и человечество осознает свой долг по отношению к братьям меньшим — не убивать их, а помогать им и обучать их. И тогда мы получим от них не страх и ненависть, а любовь и преданность, и дружбу, и разумное сотрудничество. Наступят времена, когда все силы Природы будут вместе разумно трудиться ради конечной цели — не в постоянной подозрительности и враждебности, но со всеобщим признанием того Братства, которое наше, ибо все мы дети одного Всемогущего Отца.

82. Давайте, по меньшей мере, проведём эксперимент, давайте освободим себя от соучастия в этих ужасных преступлениях и попытаемся — каждый в своём маленьком кругу — приблизить те светлые времена мира и любви, которые являются мечтой и горячим желанием всех искренних и думающих людей. По меньшей мере, нам следует добровольно совершить хотя бы этот небольшой поступок, чтобы поспособствовать обществу в его движении к славному будущему. Нам следует очистить себя в наших мыслях и в наших делах, а равно и в нашем питании, чтобы своим примером, как и своими принципами, делать всё возможное, чтобы распространить благую весть любви и сострадания, положить конец царству жестокости и страха и приблизить зарю великого царства праведности и любви, когда воля нашего Отца свершится на земле, как она явлена на небе.

Ноябрь 1913

Теософский издательский дом, Адьяр, Ченнаи (Мадрас), Индия

Перевод с английского © Центр Макробиотики



 
+7 915 232 90 26 Авторское право © Центр Макробиотики © Macrobiotic Center
Макробиотика Диета Похудеть Здоровое питание Рецепты Скачать Доставка на дом Словарь Беременность Библиотека Психология Кулинария Книги